Как дать отпор школьному террору?
«Порицание - пустая трата времени. Независимо от количества ошибок, совершенных другим, и строгости обвинения, это никак не изменит вас. Обвинение способно лишь отвлечь внимание от вас и перевести на внешние причины, чтобы объяснить ваше несчастье или неудовлетворенность. Вы можете успешно поселить в другом человеке чувство вины, перечисляя его проступки, но вы ничего не измените в том, что делает вас несчастным».
Решительное сопротивление
Этот подход «без обвинения» происходит из национальной программы («Киа Каха») противодействия школьной травле в Новой Зеландии.
Киа Каха выражение на языке маори означает то самое «решительное сопротивление», которое эта программа должна поддержать.
Несмотря на то что программа функционирует преимущественно на основе школы, ее идея «без обвинения» может быть адаптирована для многих других проблем. Программа подтверждает, что подавляющее большинство детей не вовлекаются в случаи школьной травли. Они не являются ни обидчиками, ни жертвами. Однако даже при том, что дети прекрасно знают, что травля является правонарушением, они во многих случаях сживаются с дурным обращением по отношению к другим детям, с которыми общаются.
Подход «без обвинения» вовлекает очевидцев конфликтов в образ действий, направленных против травли. Он начинается с понимания, что гораздо важнее решить проблему травли, чем наказывать виновных. Подход основан на принципах, разработанных Джорджем Робинсоном и Барбарой Мэне, и имеет четыре ключевые особенности - отсутствие вины, поощрение сочувствия, разделение ответственности и решение проблемы.
Шведский психолог Анатоль Пикас разработал подобный подход, который он назвал «разделенное участие». Он провел ряд кратких бесед с детьми, вовлеченными в травлю. Он предложил вначале проводить беседу с детьми, занимающимися травлей, а после проводить беседу с жертвами этой травли. Он также рекомендовал, чтобы эти беседы не приводили к новым ссорам.
Программа противодействия школьной травле в Новой Зеландии
В Новой Зеландии ходом программы «без обвинения» обычно руководит профессионал, например школьный консультант-методист.
1. Провести опрос человека, над которым издеваются.
- Поддержите его и поощрите к беседе.
- Убедите его, что издевательства - не его вина и что он не заслуживает издевательств.
- Обсудите его переживания.
- Попросите его записывать свои переживания, возникающие во время травли.
- Проанализируйте, как он мог бы ответить на травлю, чтобы укрепить его уверенность в себе.
- Сообщите ему, что вы собираетесь работать с другими людьми, вовлеченными в травлю, и некоторыми учениками в группе/классе с целью разъяснения, что травля или недостаток поддержки касается одного из одноклассников.
- Узнайте у него имена людей, которых он хотел бы включить в группу.
Почему бы не провести школьное собрание с целью разъяснения смысла подхода «без обвинения» и определения испытательного срока проведения программы?
2. Собрать группу людей.
- Спросите совета учителей, которые хорошо знают класс или группу и могут оставаться объективными.
- Включите в группу человека, который занимался травлей, и двух его (или ее) основных сторонников.
- Включите одного или двух очевидцев, которые являлись друзьями пострадавшего в прошлом.
- Включите двух основных положительных членов группы/класса, которые наблюдали эпизоды травли, но ничего не предприняли, чтобы остановить ее.
3. Созвать собрание группы.
- Не приглашайте пострадавшего.
- Выделите для собрания по крайней мере тридцать минут.
- Расположите участников по кругу.
- Объясните проблему и опишите ощущения, о которых рассказал пострадавший.
- Обсудите, почему у пострадавшего возникли такие ощущения.
- Не распределяйте вину. Это позволит группе объективно отвечать на травлю и поможет найти решение.
- Поощрите каждого члена группы предложить реальные способы сделать пострадавшего более счастливым.
- Сообщите группе, что вы собираетесь покинуть ее, чтобы поддержать пострадавшего.
- Назначьте время повторного собрания через неделю (или в другое подходящее время), чтобы обсудить прогресс.
4. Продолжайте поддерживать пострадавшего.
- Встречайтесь с пострадавшим в неофициальной обстановке один раз в день.
- Гарантируйте ему постоянную безопасность.
5. Повторно проведите собрание группы через неделю.
- Обсудите прогресс после выполнения мероприятий, которые согласились выполнить члены группы.
- Похвалите их за любые изменения, которые вы отметили.