Проблема стремления родителей дать ребенку как можно больше

Совсем не редкость, когда, например, некие первичные устремления ребенка искусственно трактуются мамой и папой как руководство к действию.



Ане было всего четыре года, когда она продемонстрировала отличные способности к изучению английского языка. Сейчас Ане уже восемь лет. Все минувшие годы с ней два раза в неделю занимался преподаватель иностранного языка. Занятия были индивидуальными. Но с недавних пор Аня начала вести себя иначе: она все с меньшей охотой выполняла уже ставшие традиционными для нее поручения по дому. Ее успеваемость по школьной программе снизилась. А с изучением английского случилась просто катастрофа. Репетитор прямо заявил, что дело в том, что Аня не готовит домашние задания. И двигаться дальше в изучении английского языка сейчас просто невозможно. В кругу семьи состоялось несколько бесед. Они ни к чему не привели. Ситуация стала даже еще хуже, потому что в один из дней Аня просто не явилась вовремя домой, и репетитор, не дождавшись ученицы, предпочел уйти.


Рассчитывая на то, что это будет своеобразным примером для дочери и даст девочке дополнительные основания изменить свое поведение, Анина мама стала с недавних пор сама заниматься английским языком с дочерью. Мамин английский не был идеальным и ей самой нравилось: и то, что она начала его учить как бы заново, и то, что именно так она проводит с дочерью больше времени. Но такие семейные уроки английского не проходили гладко. И по даже незначительным поводам Аня успевала устроить конфликт с мамой. Совместная работа никак не «клеилась». Мамино предложение освободить дочь от части Аниных домашних обязанностей (а именно, от уборки в собственной комнате Ани) в обмен на дополнительные усилия по улучшению успеваемости в школе, и особенно в изучении английского языка, - также не возымели ожидаемого родителями действия.


Однажды вечером Аня сама начала разговор о том, что ее тревожит.


Аня: Мама, знаешь, а Света (это подруга Ани) вот уже полгода занимается фигурным катанием. У нее несколько собственных платьев и для тренировок и для выступлений. Как ты думаешь, может, я тоже буду заниматься с ней?


И только теперь мама догадалась, что лежит в основе Аниного поведения.


Мама: Это тяжелый вид спорта, но очень красивый. Пожалуй, мы сможем тебя возить на каток. Но как нам быть со школой и с нашим английским?


Аня: Это не ваш английский, а мой. Я справлюсь, но занятия с пятницы надо перенести на другой день. По пятницам у меня будет тренировка. И еще у меня нет коньков, и...


Мама: Погоди, погоди, с коньками вопрос мы решим. Но у меня к тебе есть вопрос: тебе так хотелось ходить на каток и ты ни разу не сказала нам об этом? Тебе что-то мешало?


Аня: Да, вы с папой с ума сошли по поводу моего английского. Учи язык, учи язык! Сколько можно. Если вам хочется учить английский - вот и учите. То, что я его выучу, я и так знаю. Это вы чего-то боитесь и не учитесь.


Мама: Я поняла. Спасибо, что дала мне понять, почему я путаюсь с неправильными глаголами, а ты нет.


Аня засмеялась. И залезла на колени к маме.


Аня: Вот именно. Ты с глаголами разберись, а я тебя проверю. А за коньками когда пойдем?


В течение следующего месяца ситуация с успеваемостью в школе, индивидуальными занятиями английским языком - пришла в норму. Не вызвало сопротивления у Ани и то, что она снова стала сама убирать в собственной комнате. При этом Аня стала успевать еще два раза в неделю ходить на каток.


Видишь ли, изначально родители Ани хотели чего-то намного больше, чем сама Аня. У Ани же появились новые приоритеты - она взрослеет, ее кругозор и объем пристрастий не только расширяются количественно, но и меняются во времени. Пристрастия могут сменять друг друга. Но пока она еще по-своему (по-детски) решила вопрос о том, чтобы добиться желаемого - Аня устроила сначала настоящий саботаж английскому языку. Ей этого показалось мало, и она присоединила к своему протесту против навязчивого давления родителей еще и школьную программу. Да, взрослому человеку это покажется каким-то, по меньшей мере, странным способом добиться желаемого. Не проще ли было сразу сказать маме и папе о своем новом увлечении? Зачем же устраивать своего рода шантаж? Может, это и так, но дети оперируют собственными представлениями о том, что именно и как им следует сделать. С точки зрения взрослого, подчас это может казаться даже нерациональным. Ну да, мы же все такие практичные. А может, дети не ищут легких путей?


Вывод, который сослужит добрую службу мне и тебе: хотя бы время от времени останавливай себя в своих порывах давать ребенку как можно больше. Не катись лавиной собственных пожеланий в отношении того, что делает (или не делает) твой ребенок. И при этом в то, что делает ребенок, не торопись втягиваться настолько, что, в конце концов, ты начнешь делать работу ребенка не вместе с ним, а вместо него. В силе остается и правило: чем больше делаешь за ребенка ты, тем меньше делает он сам. Если же ты понял, что ты вовлечен в выполнение обязанностей (увлечений, учебу), которые принадлежат вообще-то ребенку, а не тебе; если ты осознал, что теперь больше ты сам заинтересован в результате, чем твой ребенок, остановись! Остановись, чтобы не тащить насильно ни малыша, ни подростка по пути удовлетворения твоих (родительских) амбиций или целых жизненных программ.

Популярные сообщения из этого блога

Эмоции как ценность. Теория Додонова

7 вещей, которые могут испортить вашу интимную жизнь

Какие правила этикета приняты в Бразилии?