Как дети понимают телевизионные сюжеты?

Просмотр телевизора - это сложная и требующая большого напряжения форма переработки информации, основанная на восприятии разнообразного содержания, имеющего много уровней интерпретации. Чтобы понять сюжет телепрограммы, зритель должен уметь разделять основную и второстепенную информацию и, соответственно, обладать навыками избирательного внимания. В добавление ко всему зрителю нужно структурировать основные события программы в хронологическом порядке и быть способным понимать причинно-следственные взаимосвязи между событиями. Это условие просмотра должно выполняться обязательно, даже если события отделены друг от друга разными эпизодами, относятся к разным временным промежуткам или смешаны с второстепенной информацией. Например, в каком-нибудь остросюжетном шоу понять причину ареста персонажа в конце программы можно, только поняв ее начальный эпизод, в котором рассказывалось о самом преступлении. Чтобы понять, что преступник наказан по заслугам, зритель должен быть способен связать два эпизода. Осознав всю трудность этого процесса, зададимся вопросом, готовы ли юные зрители к таким умственным испытаниям.



Как дети понимают телевизионные сюжеты?


Дети дошкольного возраста понимают телевизионный контент совсем не так, как взрослые. Например, они способны реконструировать отдельные эпизоды и сцены программы, но им трудно связать их в логическую последовательность. Их мышление сосредоточено в основном на настоящем, поэтому им также трудно следить за хронологическим развитием событий. Они оценивают важность или второстепенность информации не так, как взрослые, и в силу этого могут обратить недостаточно внимания на то, что кажется главным для взрослых, и не запомнить этого в отличие от последних. Аналогичным образом, когда дети прогнозируют (то есть когда их просмотр прерывают и просят придумать дальнейшее развитие программы), они могут предложить варианты, очень сильно отличающиеся от тех. что дат бы среднестатистический взрослый зритель.


В начальной школе у детей постепенно совершенствуется уровень владения языком, способность принимать точку зрения другого человека и вырабатывать смыслы и значения, соответствующие линии сюжета. Они выходят за границы мышления «здесь и сейчас», и их навыки мышления становятся более гибкими. У них лучше получается распознавать основное содержание, реконструировать линию повествования и переплетать ее со своими собственными интерпретациями, что свойственно взрослым зрителям. Формирование собственной точки зрения облегчает процесс выработки смыслов и значений и запоминание программы. Эти и другие навыки продолжают постепенно развиваться, и этим обусловлены разительные различия в просмотре телевизора семилетним и двенадцатилетним ребенком.


Трудности с которыми сталкиваются дети во время просмотра телевизионных программ


Некоторые трудности, которые юные зрители испытывают при понимании телевизионного сюжета, являются результатом сложной структуры и отвлеченной природы содержания телепрограмм, рассчитанных не на них, а на взрослую аудиторию. Более того, содержание телепрограммы может лежать вне жизненного опыта ребенка и в силу этого быть малопонятным для него. В этой связи особенно интересно исследовать понимание детьми телепрограмм, посвященных семейной жизни и ее формам, поскольку это наиболее знакомо большинству детей. Детей действительно очень программы, которые кажутся им связанными с их собственной жизнью. Как и в других областях, чем старше становятся дети и чем более значимую информацию о семейной жизни они получают, тем им легче судить о степени реалистичности показываемых семей и понимать включенные в жизнь этих семей события. Еще раз напомним себе, что здесь немаловажное значение имеют личностные характеристики отдельного ребенка. Дети применяют свои личные знания и установки к тому, что они смотрят, и поэтому у них могут возникнуть осложнения при понимании жизни семьи на телеэкране, если она не соответствует по составу членов его собственной. Например, дети, воспитываемые матерью-одиночкой, отрицательно относились к отцам на телеэкране, что несвойственно детям из семей с двумя родителями. Следуя этой логике, нетрудно заключить, что дети, растущие в семьях с жесткой иерархией, авторитарными отцами и консервативными матерями, будут испытывать трудности с пониманием и оценкой реалистичности и моральной основы телепрограмм, представляющих их вниманию непослушных подростков, смело высказывающих свои мысли своим родителям и не подчиняющихся им.


Еще одной составляющей сложного процесса понимания детьми телепрограмм служит тип используемых формальных характеристик, в частности, визуальных технологий манипулирования временем (обратные кадры и замедленная съемка) или смещения акцентов съемки (различные способы монтажа). Все это требует значительного зрительского опыта. В заключение мы можем сказать, что здесь налицо двусторонний процесс: жизненный опыт детей, телевизионный опыт и характеристики возрастного развития обусловливают их понимание телевизионного сюжета. Но в то же время накопленный опыт телевизионного просмотра помогает детям осмыслить их собственную реальную жизнь, и наоборот. Это приводит нас к интригующему вопросу о взаимосвязях между просмотром телевизора и конструированием реальности.

Популярные сообщения из этого блога

Эмоции как ценность. Теория Додонова

7 вещей, которые могут испортить вашу интимную жизнь

Какие правила этикета приняты в Бразилии?