Период младшего школьного возраста (7-11 лет)
Начальное звено школы имеет решающее значение в развитии личности человека. Все, что усваивают школьники в этом возрасте, остается на долгие годы.
Особенности роста и развития ребенка младшего школьного возраста
Происходит усиление роста у девочек с 9 лет, у мальчиков с 10 лет. Начало второго вытяжения – максимальные приросты тела в длину у девочек 10-11½ лет (7-8 см в год); у мальчиков с 13½-15½ лет (8-10 см в год). С 8-9 лет наблюдается значительный прирост объема мышц (составляет 27% по отношению к массе тела). К 10-12 годам завершается координация движений, быстро развиваются координационные движения мелких мышц. Начинается половой диформизм физического развития, формирование половоспецифического телосложения.
Совершенствование функций органов и систем. Происходит замена молочных зубов на постоянные.
Особенности ЦНС ребенка младшего школьного возраста
Заканчивается морфологическое формирование. К 10-12 годам завершается полное развитие клеточных структур больших полушарий головного мозга, созревание проводимости. В 9-10 лет наблюдаются высокие функциональные возможности ЦНС. К 10 годам достаточно высокая степень зрелости лобных долей коры больших полушарий головного мозга и ее связей (высших центров анализа). Происходит улучшение памяти, повышение интеллекта.
ЭЭГ ребенка младшего школьного возраста
К 7-8 годам становится устойчивым выраженный α-ритм. К 10 годам усиливается функциональное взаимодействие на высокочастотных ритмах (12-14-16 гц) лобных областей с центральными и теменными.
Нервно-психическое развитие ребенка младшего школьного возраста
От 6 до 8 лет потребность в ощущениях и впечатлениях начинает трансформироваться в потребность в знании; игровая Мотивация сменяется учебной. В 8-10 лет – совершенствование организации внимания. Формирование теоретических обобщений, позволяющих в более короткое время усвоить большой материал ценою меньшего утомления.
Значительный удельный вес конкретно-образного мышления.
В 7-9 лет наблюдается быстрое развитие утомления при однообразной психической деятельности. Происходит формирование чувства долга, ответственности, необходимости завершения начатого дела. Развивается самостоятельность. Появляется способность познания самого себя.
В этом возрастном периоде решается направление развития личности, оптимально – школа с «индивидуально дифференцированным обучением».
Особенности эндокринной системы ребенка младшего школьного возраста
В 7-9 лет происходит ослабление функции гапофиза. С 10 лет отмечается увеличение продукции соматотропного гормона. Ослабление функции зобной железы. Усиление функции щитовидной железы. Начало функции половых желез.
Особенности иммунитета ребенка младшего школьного возраста:
1.
IgG, IgM – уровни взрослого.
2.
IgA плазмы к 12 годам достигает уровня взрослых.
3.
IgA секреторный – к 10-12 годам окончательное созревание.
4.
IgE – уровень зависит от степени сенсибилизации.
5.
IgD – к 5-10 годам достигает уровня взрослого.
6.
Неспецифические факторы защиты.
7.
Содержание лизоцима, пропердина, комплементы – уровни взрослого.
8.
Постепенно увеличивается способность к образованию интерферона.
Характер патологии:
- Острые респираторные вирусные инфекции.
- Острые детские инфекции.
- Патология ЛОР-органов.
- Хронические заболевания органов пищеварения.
- Аллергические болезни.
- Бронхиальная астма.
- Ревматизм.
- Болезни почек.
- Туберкулез.
- Травматизм – основная причина смерти.
- Нарушения осанки.
- Выявляются дети с нарушением зрения.
Инфекционные возбудители:
- Респираторные вирусы.
- Стрептококковая инфекция и другие кокки.
- Возбудители острых детских инфекций.
- Палочки туберкулеза.
В младшем школьном возрасте выявляются минимальные церебральные дисфункции после воздействия пре-, пери- или постнатальных патогенных факторов. Это – легкие нарушения моторики, снижение внимания, повышенная отвлекаемость, стойкие трудности при овладении письмом и чтением (слабость межанализаторной интеграции). Высокая эмоциональная лабильность. Нарушения обучаемости и поведения в школе.
Стойкие трудности при овладении письмом и чтением являются разновидностью парциальных задержек психического развития.
Ребенок видит и познает ценность труда и в нем просыпается желание быть полезным. Опасность этого периода в конфликте между желаниями и возможностями. Резкая неудовлетворенность результатами своих действий ведет к развитию чувства неполноценности. Взрослым важно поддерживать дух творчества ребенка. Большое значение имеют отношения со сверстниками. Важна психологическая поддержка, проведение тренингов партнерского общения, формирование отношений доверия и уважения к личности ребенка, ибо в 7-8 лет решается направление развития личности.
Режим – достаточный сон. Активная утренняя гимнастика. Спорт – лыжи, коньки, плавание. Пребывание на свежем воздухе не менее 2-3 часов. Ограничение работы с компьютером, телевизионных передач. Физическая активность.
Закаливание – обтирание по пояс, контрастный душ. Начальное звено имеет решающее значение в развитии личности человека.