Психологическая подготовка к детскому саду
Необходимо и психологически подготовить его к новой реальности - рассказать о том, что он будет делать в садике, какой там распорядок дня, сколько там детей и интересных занятий. Естественно, на первых порах необходимо прорабатывать с ним все то, что за день произошло в группе: спрашивать, что ему было интересно, в какие игры он играл, с кем подружился и т.п.
Нужен хороший контакт с воспитательницей, которая также может рассказать вам о том, как чувствует себя малыш в саду, что у него получается лучше, что хуже и т.п. Будьте внимательны к тому, как ребенок прощается с детьми и с воспитательницей, как здоровается утром: это также поможет понять, что идет так, а что не так. Дома можно опять-таки с помощью игрушек поиграть «в садик», предоставив ребенку распределение ролей. Вы можете узнать многое о том, как с детьми там обращаются, чем они заняты, какие отношения в группе и т.п.
Часто родители задаются вопросом: что лучше - отдавать ребенка в сад как можно раньше или позже, когда уже миновал кризис трех лет? Однозначного ответа нет. Все зависит от динамики индивидуального развития ребенка. Если все, что должно быть, развито у него нормально, можно отдать в сад и раньше кризиса трех лет.
Но большинство психологов сходится в том, что лучше всего, когда мать постоянно находится с ребенком до трех* лет, развивает его, готовя к моменту, когда ему по-настоящему нужны будут сверстники. И затем постепенно погружает его в общение, сначала оставляя в саду на два часа, потом на четыре и т.п. Тогда этот этап развития будет полностью соответствовать его новым потребностям.
В детском садике происходит дальнейшее освоение ребенком мира социальных отношений. Идет стратификация детских групп: появляются ведущие и ведомые, лидеры и эксперты, которые знают что-то важное и могут рассказать другим.
Здесь же формируются аспекты специфического тендерного развития: девочки начинают осваивать культуру поведения, мальчики. Не всегда это происходит гладко. То, представления о чем они уже получили к этому возрасту, конечно, проявляется в поведении. Если мальчику показали или объяснили, что конфликты надо решать силой, что он всегда должен бить первым, если девочка знает, что женщина должна кокетничать, хитрить и т.п., это они и будут демонстрировать.
Конечно, в поведении детей нет прямого линейного проецирования семейных ценностей; все зависит от того, когда, в какой обстановке ребенок получил эти представления, насколько для него были значимы эти вопросы. Тем не менее не забывайте, что дети часто демонстрируют то, что видят и слышат дома, от близких.
Один дома
Если по каким-то причинам отдать ребенка в садик невозможно, но мы не враги ему, то надо понимать: если он до школы будет лишен детского общества, его развитие будет неполноценным. Это может дать о себе знать в подростковом возрасте, а родители будут недоумевать: почему сын или дочь конфликтуют со сверстниками, не умеют вписаться в коллектив?
Но речь не только о коммуникативных навыках. Без общения у него не будут решаться и новые возрастные задачи умственного развития. Ведь многие тонкие механизмы головного мозга формируются в тех самых сюжетно-ролевых играх, которые характерны для дошкольного возраста. Если у него не будет возможности проиграть их, ребенок просто пропустит некоторые классы школы жизни, которые пропускать в принципе нельзя.
Что же делать родителям в этом случае? Придется моделировать ситуации контакта со сверстниками, создавать какое-то сообщество самим: будь это друзья во дворе, группа общего развития при доме культуры, в спортивной секции, танцевальной студии и т.п.
Если все это по каким-то причинам недостижимо, несколько мам могут договориться и по очереди собирать детей у кого-то дома, чтобы они могли вместе поиграть, разыграть по ролям сказку, устроить соревнование. В таких неформальных сообществах можно читать вслух книжку, устраивать детские праздники, ставить пьески, петь, читать стихи и т.п. Дети сами найдут формы.